ТурНавигатор. Серия мобильных путеводителей.
Ищите наши приложения в AppStore по слову Турнавигатор
Достопримечательности
Информация

Монастырь Педральбес

(Monastery of Pedralbes / Monastery of Pedralbes)
Внешний облик и великолепие внутреннего убранства монастыря Педральбес даёт понять, что жизнь придворного монастыря была такой же роскошной. Является образцом элегантности и изящества готического каталонского архитектурного стиля.

Монастырь Педральбес был основан королевой Элисендой де Монкада (Elisenda de Montcada, 1292-1364) в 1326 году при содействии мужа, короля Хайме II Справедливого. Район Педральбес (от исп. petras albas – «белые камни») был выбран за уединённость, но при этом небольшое расстояние от Барселоны.

Монастырь Педральбес строился на трёх уровнях из-за покатого склона: на самом высоком месте был возведён дом с кельями, ниже – церковь (как бы между материальным и духовным мирами), а в самом низу – сад. Возле него был построен королевский дворец, куда переехала королева Элисенда после кончины мужа в 1328 году. После её смерти, как она сама завещала, дворец был разрушен.

Во время освещения церкви в 1327 году в монастыре проживало всего 14 монахинь и 15 послушниц во главе с аббатисой Собираной Олзет (Sobirana Olzet), которые переехали сюда из барселонского монастыря Святого Антония, принадлежавшего ордену клариссинок. Этот орден являлся женским ответвлением ордена Святого Франциска Ассизского.

Первоначально монастырь Педральбес был окружён стеной со сторожевыми башнями. Из этого сооружения сохранились только одни ворота и одна башня. Ответственность за охрану монастыря, по распоряжению королевы Элисенды, нёс совет Барселоны, который в случае опасности должен был присылать сюда войска.

Монастырь состоит из нескольких зданий:

Церковь

Первый камень в основание церкви монастыря Педральбес был заложен 26 марта 1326 года. Уже через год, 3 мая 1327 года, церковь была освящена в присутствии короля и знати. Она очень простая, но в то же время величественная, и имеет как общие для южно-европейской архитектуры черты, так и уникальные элементы, относящиеся к стилю каталонской Готики.

У церкви один неф с несколькими приделами. Семь секций нефа, разделённые выступающими колоннами, соединяются на потолке у круглых замочных камней, на которых нарисованы Дева Мария и Иисус. Хоры церкви предназначались для монахинь и соединяются с их кельями.

В пресвитерии (между нефом и престолом) стоит мраморный гроб с телом королевы Элисенды. На резном надгробье она изображена в королевском облачении, поскольку, хотя после смерти мужа она и прожила рядом с монастырём 37 лет, но монахиней так и не стала.

В остальных приделах церкви можно увидеть гробы членов других благородных семей, например, Элионоры де Пинос-и-де-Монткада (Elionor de Pinós i de Montcada, 1362), Констансы де Кардона (Constança de Cardona, 1323), епископа Беренгера и Элинора де Англесола (Berenguer y Elinor de Anglesola, 14 в), Ромия де Саррия-и-Деспалау (Romia de Sarrià y Despalau, ок. 1332), Франскски са Портелья (Francesca ça Portella, ок. 1364), второй аббатисы монастыря и племянницы королевы Элисенды. Здесь же похоронен граф Эусеби Гуэль, покровитель знаменитого каталонского архитектора Антонио Гауди.

В конце 19 века церковь была отреставрирована архитектором Жоаном Мартореллем (Joan Martorell). В соответствии со стандартами реставрационных работ того времени, стены были отполированы, что, вероятно, уничтожило остатки фресок.

Кухня

Кухня при монастыре использовалась с 14 века (первое упоминание в 1364) до 1983 года. Первая кухня была перестроена в 1602 году после большого пожара. Каменные раковины, которые можно увидеть и сегодня, были установлены здесь в 1520 году, однако старые печи 16 века были заменены на новые в конце 19 века.

Часовня Святого Михаила

Часовня Святого Михаила декорирована великолепными фресками, созданными в два этапа – в 1343 и 1346 годах художником Феррером Басса (Ferrer Bassa) и настоятельницей монастыря Франсезой са Портелья (Francesa ça Portella).Фрески изображают Страсти Христа (верхний ряд), Семь Радостей Девы Марии (средний ряд) и пятнадцать Святых (по сторонам). На протяжении истории эта комната использовалась для различных целей, поэтому фрески были закрашены и заставлены мебелью, что позволило им сохраниться. В конце 19 века они были очищены и отреставрированы.

Клуатр

Центром монастыря Педральбес является клуатр. Это большой внутренний двор с пальмами и апельсиновыми деревьями, окружённый трёхэтажной галереей с 26 каменными колоннами на каждой стороне. Капители колонн, поддерживающих арки галерей, украшены стилизованными листьями и королевскими геральдическими щитами семьи Монкада. Крыша клуатра деревянная и, очевидно, не раз перестраивалась. В монастыре Педральбес самый большой готический клуатр в мире.

Вокруг клуатра концентрируются все остальные здания – дом капитула (15 в), больница (16 в), дом аббатисы, трапезная, гостиница и кельи монахинь.

Дом капитула

В доме капитула, построенном в 1416 году, проходили общие собрания. В 1983 году, когда монахини покинули монастырь, и он перешёл в собственность города, в этом здании открылся музей.

Кельи

Здание, где жили монахини, расположенное в северной части монастыря и сливающееся с клуатром, сейчас используется в качестве выставочного зала. Здесь можно увидеть картины Рубенса, Каналетто, Тинторетто, Веласкеса и Беато Анджелико

Аббатская

Здание, где жила аббатиса, является одним из немногих сохранившихся зданий 14 века. Самое ценное здесь – это настенные росписи, сделанные по технологии, представляющей собой смесь фресковой живописи и живописи темперными красками, которые были обнаружены под слоем побелки в 1938 году. На одной из стен сделан рисунок в виде ковра с Распятием и различными Святыми: слева – Иоанн Богослов, Клара Ассизская, Евлалия, справа – три Марии и Франциск Ассизский.

Склад

Здание склада также хорошо сохранилось. Здесь сёстры хранили собранные фрукты, зерно и другие продукты, а, кроме того, рабочие инструменты; в подвале был винный погреб. Для животных отводилось отдельно помещение.

В настоящее время в новом здании монастыря живёт 11 монахинь-клариссинок.

Источник информации: Сайт "Культурный туризм"