ТурНавигатор. Серия мобильных путеводителей.
Ищите наши приложения в AppStore по слову Турнавигатор
Достопримечательности
Информация

Музей Романтизма

(Romantic Museum / Romantic Museum)
Коллекция предметов искусства посвящена романтическим веяниям в жизни, культуре и миропонимании испанцев в XIX века.

Национальный музей романтизма является государственным музеем, расположенным в столице Испании Мадриде. Его постоянная коллекция содержит большую коллекцию артефактов и предметов искусства, которые относятся к повседневной жизни и обычаям XIX в. В представленной на суд зрителей коллекции особое внимание обращено на текущей эстетики романтизма. Первоначально музей был известен под названием Романтический музей, но после завершения реформы в 2009 г. он получил своё современное название. Штаб-квартира музея находится на улице Сан-Матео в районе Правосудия и занимает бывший дворец маркиза де Маталлана. Здание создано в классическом стиле по проекту испанского архитектора Мануэля Мартина Родригеса, который возглавлял его строительство в 1776 г.

Музей предлагает обзор искусства, истории и повседневной жизни романтической Испании. Благодаря этой экскурсии посетители могут сделать панорамную экскурсию по коллекциям и музею, оценив богатство представленных выставок.

История

Романтический музей был создан Бениньо де ла Вега Инклан и Флакером II, маркизом де ла Вега-Инклан (1858-1942 гг.). В 1921 г. он пожертвовал испанскому государству основную часть собственной коллекции: картины, мебель и предметы декоративного искусства. Это пожертвование помогло сохранить его коллекцию в полной сохранности, представив его широкой публики. Первоначально из коллекции была создана выставка, организованная Друзьями искусства, в ожидании создания будущего музея романтизма. Бениньо де ла Вега-Инклан был не только родоначальником музея романтизма, но и кроме того основателем музея Эль Греко в Толедо и дома-музея Сервантеса в Вальядолиде.

Предметы искусства из подаренной им коллекции, ставшей ядром будущего музея, были установлены с самого начала на своём современном местоположении на улице Сан Матео под номером 13, в здании, построенном в 1776 г. под руководством архитектора Мануэля Родригеса. В 1850 г. дом стал собственностью графа Пуэбла Маэстре, а позже, в июне 1921 г. передан комиссару по региональному туризму для агентства, созданного Вега-Инкланом. Дворец маркиза де Маталлана, ставший штаб-квартирой музея, ранее использовался для проведения других культурных мероприятий, которые возглавлял сам маркиз Вега-Инклан.

Открытие долгожданного музея романтизма состоялось в 1924 г., с коллекции работ своего основателя, к которым уже были добавлены пожертвования и вклады известных лиц такие, как две картины Аленца, работы, которые пожертвовал маркиз Серральбо, а также изделия великих писателей Мариано Хосе де Ларра, Хосе Зоррилла и Хуана Рамона Хименеса.

Музей сразу же стал предметом живого интереса величайших интеллектуалов того времени, как Хосе Ортега-и-Гассет, Франсиско Санчес Кантон или Маркес-де-Лозойа. Позже, во время гражданской войны, его важность была подчеркнута тем фактом, что директором музея было назначено такое знаковое лицо, как Рафаэль Альберти, который гарантировал защиту наследия, хранящегося в нём.

Период после гражданской войны стал особенно важным для сбора предметов, представляющих культурную ценность и так необходимых для полноты основной коллекции. Это стало возможным благодаря Генеральному комиссару обороны службы Национального художественного наследия, созданной, чтобы предотвратить столь вероятное разграбление предметов искусства во время войны. Это учреждение помогло значительно обогатить хранилище музея романтизма из взятых в аренду предметов искусства, которые внесли весомый вклад и прекрасно дополнили первоначальную коллекцию маркиза.
Музей получил название романтический, так как был основан с единственной целью и желанием, сохранить память об испанском романтизме, периоде великих литературных и художественных национальных достижений, в большинстве своём совпадающих с периодом царствования Изабеллы II.

За прошедшие годы музей обогатился всеми видами культурных приобретений, пожертвований и ценных вкладов, которые завершили общую картину, которую он хотел предложить своим посетителям, рассказав об эпохе романтизма в Испании, подчеркивая тем самым статус учреждения как дома-музея.

Первоначальная его постоянная коллекция состояла из картин, мебели и регалий, сейчас же она стала местом, где можно увидеть и познакомиться с различными предметами, принадлежащими и пришедшими к нам из эпохи романтизма: от повседневных предметов религиозной живописи до миниатюр и фотографий.

Музей был задуман не просто как выставка объектов искусства, а как место, где отразилось желание его создателей воссоздать окружающую среду, где посетители почувствуют себя доставленными в романтическую эпоху. Благодаря этому музей смог приобрести отличную репутацию за верность, точность и достоверность представления окружающей среды XIX в. Его интимный и уединенный мир, отличающийся от концепции музея, созданного для массового зрелища, которое стало модным в конце XX в., стал его визитной карточкой.

В 2001 г. романтический музей закрыл свои двери для проведения всеобъемлющей реформы здания, которая включила в себя перестройку выставочных залов и дискурса. Реформа была необходима для создания улучшений, которые соответствуют критериям музейного пространства современного века. Она коснулась полного восстановления имущества, создание базовых услуг для посетителей, новых презентаций коллекций. Всё было сделано для того чтобы сохранить нетронутой атмосферу дома-музея, которая оставалась для него определяющей на протяжении 75 лет. В 2009 г. он был открыт уже под новым названием Национальный музей романтизма, что полностью соответствовало его содержанию.

Основатель маркиз Бениньо де ле Вега Инклан

Бениньо де ла Вега Инклан был один из наиболее известных покровителей, меценатов и знаменитостей испанской культурной жизни прошлого века. На протяжении 84 лет жизни он осуществил множество проектов самой различной природы, от архитектуры и реставрации, до создания культурных учреждений и музеев.

Маркиз также посвятил себя политике и различным мероприятиям, связанным с управлением и культурой. Его тесная дружба, не только с королем Альфонсо XIII, но и с ключевыми членами королевской семьи и знати, нашла своё отражение в обширной переписке, сохранившейся в музее.

Создатель «культурного» туризма

Его опасения в части признательности, понимания и распространения испанского культурного наследия, материализовались в 1911 г., когда король Альфонсо XIII создал комиссариат регионального туризма. Перед ним была поставлена задача по изучению и пропаганде в средствах массовой информации туризма, и маркиз де ла Вега Инклан понял, что это является предшественником такого понятия, как «культурный туризм». Методологию инновационного туризма, создания цепочки различного масштаба размещения (гостиницы, Дворец, ставка делалась именно на него) и распространение художественной культуры и традиций Испании в мире.

Реставратор испанского наследия

Маркиз Бениньо Вега Инклан посвятил много времени, чтобы спасти от забвения ценные здания и исторические останки. Он стал инициатором создания инновационных с точки зрения критериев, которые будут применяться в архитектурной реставрации и перестройке, чтобы избежать фальсификаторской реконструкции, столь характерной для того времени. Такая реставрация, только пыталась восстановить то, чем являлось здание непосредственно, как в случае Альгамбра или штукатурки в патио Алькасар в Севилье.

Музей и культурные учреждения

Проект по созданию так называемого романтического музея был одним из его самых желанных намерений, при реализации которого он столкнулся с множеством трудностей. Оценить по достоинству XIX в. в то время в испанском искусстве мешало полная тишина и отсутствие интереса к нему. В 1924 г. музей романтизма, несмотря ни на что, был всё-таки рожден, начавшись с личной коллекции, которую маркиз собирал на протяжении всей своей жизни, и в которой находилась не только живопись, но и другие предметы искусства: мебель и декоративно-прикладное искусство. Другими значимыми вкладами в освещение испанского искусства стало его пристрастие к фигуре Эль Греко, которое выразилось в создании монографического музея в Толедо, со многими произведениями из его собственного имущества. Его интерес к XVII в. привёл маркиза Вега Инклана к тому, чтобы восстановить дом, в котором проживал Сервантес в Вальядолиде, преобразовав его в библиотеку и музей, что и было сделано.

Здание музея романтизма

11 ноября 1776 г. архитектор Мануэль Родригес, племянник известно испанского архитектора Вентура Родригеса, создавшего проект фонтана Сибелес и бывшего городским архитектором, представил руководству города Мадрид, заявление о выдаче строительной лицензии для возведения дворца в Сан-Матео, на землях, принадлежащих маркизу де Маталлана. Разрешение от городских властей было получено, и здание дворца было построено в конце XVIII в. как резиденция Родриго де Торрес и Моралеса, маркиза Маталлана.

Дворец, построенный в неоклассическом стиле, имеет два фасада, отмеченных симметрией с небольшим количеством украшений, а также гранитной отделкой проёмов, которая ограничивает его. Его фасады с юго-востока выходят на улицу Сан-Матео, а с северо-запада - на улицу Милосердия. Дворец является типичным примером благородного дома старого режима в столице Мадриде, представляя распространённые типы зданий, чьи большие входные ворота образованы гранитными блоками, а окна, украшены балконами с кованым железом на первом этаже и крышей с чердаком.

Из стиля барокко на здании дворца сохранилось несколько сувениров в композиции фасада, со слегка равномерно распределёнными квадратами на первом этаже. Но в стиле дворца всё же преобладают черты неоклассицизма, что видно в тяжести и симметрии, характерной для этого стиля, победившего в то время. Внутренняя планировка дворца расположена вокруг трёх внутренних дворов, что обеспечивает внутренним помещениям хорошее естественное освещение.

В начале XIX в. дворец был приобретён Пуэбла Маэстре. Именно в это время, были проведены некоторые эстетические реконструкции, обеспечившие большее украшение декоративными элементами главного фасада, который включал в себя центральный балкон с изображением фамильного герба.

21 июня 1921 г. маркиз Вега Инклан, уже, будучи владельцем этого здания, позволил разместить во дворце комитет регионального туризма. В 1927 г. дворец был приобретён государством в качестве постоянного места для размещения Романтического музея, который был открыт в 1924 г. Дворец де Маталлана прошёл через различные этапы реабилитации и восстановления. В 1944 г. было предпринято комплексное восстановление, которое затронуло фасад, его часть со стороны улицы Милосердия, лестницы, декоративные украшения комнат, а также привело к организации зала и небольшого сада. С этого же года постоянная экспозиция музея, расположившаяся в залах дворца, остаётся практически неизменной до сегодняшнего дня. Позже, в 1996 г. был завершен очередной этап реставрации, который особенно затронул помещения, расположенные ниже первого этажа.

На последнем этапе реабилитации, под руководством испанского архитектора Хинес Санчеса Хевиа, произошло вмешательство в некоторые районы первого этажа, а также расширены и изменены складские помещения, в частности сделан проект музея постоянных выставочных залов.

Под эгидой нового архитектурного плана в музее провели масштабную реконструкцию, чтобы перестроить все внутренние маршруты и организовать рационализацию работ. Созданные помещения, обеспечивающие услуги музея в настоящее время, были вдохновлены проектом, включающим в себя критические, информативные и некоторые космополитические амбиции, которых так ранее не хватало музею романтизма. В своем новом качестве национального музея, руководство музея желает сделать его ведущим культурным референтом, в сочетании с другими европейскими домами музеями с аналогичными характеристиками.

Коллекция

Происхождение коллекции Музея романтизма очень тесно связано с фигурой маркиза Бениньо де ла Вега Инклан II. В 1921 г., в качестве организации просмотра того, что будет в будущем музее романтизма, испанское Общество друзей искусства организовало выставку из 86 картин и мебели, принадлежащей маркизу. Те же 86 предметов будут чуть позже переданы государству для формирования крупнейшего ядра начальной коллекции музея, открытого в 1924 г. В этот начальный комплект также следует добавить значительные пожертвования и вклады, как две картины Леонардо Аленца в стиле романтизма, пожертвования маркиза Серральбо и депозиты, полученные из музея Прадо.

Коллекция музея романтизма со дня его открытия постоянно росла. После гражданской войны в период между 1942 и 1945 гг. музей получил несколько партий, купленных на аукционе службой по делам культурного наследия, составленных из рисунков, гравюр, миниатюр и записей.
С тех пор музей неуклонно повышает свои коллекции благодаря участию в аукционах и пожертвованиях. С одной стороны, благодаря пожертвованиям частных лиц и учреждений, таких как Национальное наследие Вега Инклана, Мариано Родригес де Риваса, Хуана Рамон Хименеса, участию в собственных ассоциациях или обществу друзей музея романтизма.

В 1998 г. было пожертвовано множество интересных предметов искусства, среди которых 6 литографий Франциско Ламейера. Министерство культуры отвечает за повышение постоянной коллекции музея, приобретение работ для этого учреждения, что позволяет создать в музее на экспозициях полное представление о романтизме в Испании, что музей и хочет предложить своим посетителям.

Коллекция музея романтизма характеризуется особым богатством и разнообразием. Этот аспект позволяет подчеркнуть его статус дома-музея и предлагаемых выставок, основанных на воссоздание среды той эпохи.

Музей разделил свои средства на несколько категорий: живопись, миниатюрные гравюры, декоративно-прикладное искусство, представленное в керамической коллекции, коллекциях вееров и литографий, а также экспозициях мебели, фотографий, рисунков и гравюр, большинство из которых принадлежит к работам испанского художника и гравёра Хосе де Мадрасо, чей автопортрет можно увидеть в музее Прадо.

Одно из мест, которое принесло музею настоящую славу, является его отличная картинная галерея, где представлены работы наиболее значительных художников Испании XIX в. и стиля романтизма. Здесь можно увидеть отличные картины Франциско де Гойя, например, Сан-Грегорио Магно. Арагонского гения сопровождает работы множества других известных художников Висенте Лопеса Портана, картина Леонардо Аленца с одной из знаковых работ «Самоубийство сатира», Антонио Мария Эксивеля, Луиса Ригалта, пейзажиста Карлоса де Хаса, Хосе Гутьерреса де ла Вега, Хенаро Переса Вилламила, Валериано Домингеса Бекера, брата другого знаменитого испанского поэта и сказочника Густаво Адольфо Беккера, Карлоса Луиса де Рибера. В июне 2011 г. Министерство культуры Испании добавило в коллекцию музея портрет Изабеллы II, написанный в 1849 г. испанским живописцем Федерико де Мадрасо.

В коллекции мебели выделяются несколько объектов, которые принадлежали королю Фернандо VII, в том числе любопытный туалетный столик. В музее можно увидеть предметы, принадлежащие одному из величайших писателей, которого подарило это время, Мариано Хосе да Ларра. К ним относятся несколько личных вещей и один из самых известных его портретов, которые сохранились.

Постоянная коллекция музея предлагает широкий выбор лучших произведений из музея романтизма, разделенных на коллекции: картины, миниатюры, мебель, декоративно-прикладное искусство, гравюры, рисунки и фотографии, предлагая широкий обзор искусства времени испанского романтизма.

Живопись

В коллекции живописи музея наиболее важными являются работы художников, которым принадлежит мировой рекорд представления периода романтизма (Франсиско де Гойя, Хосе и Висенте Лопес Апарисио, Инглада Портана и др.). Со второй трети XIX в. некоторые жанры живописи, которые отражают ценности и идеи романтизма, приобретают своё собственное лицо. Пейзажи, которые можно увидеть в картинной галерее музея романтизма, разработаны такими художниками, как Перес Вилламил и Хосе Дженеро Эльбо. С точки зрения жанровой живописи представлены образы романтической Испании, созданные иностранными путешественниками, которые были привлечены увлекательной испанской экзотикой.

В манерах живописи есть также широкое представительство школы в Мадриде, с произведениями Леонардо Аленца, художников Андалусии, которые включают в себя династию Беккеров и Кабрал Бехарано. Кроме того, ориентализм в живописи музея представлен таким художником, как Франциско Ламейер. Представлен в коллекции и другой важный жанр исторической живописи, ставший свидетелем некоторых событий того времени и эпизодов славного испанского прошлого. В портретной живописи дом-музей представляет работы самых важных художников эпохи романтизма таких, как Федерико де Мадрасо, Карлос Луис де Рибера и Эскивеля.

Миниатюры

В музее представлена коллекция из более 250 миниатюр, в основном это портреты. В коллекции собраны не работы конкретного автора или коллекции, созданные вкусом одного коллекционера, поэтому представленная экспозиция очень неоднородна. Основная часть коллекции в 1943 г. поступила в музей в качестве задатка, внесённого генеральным комиссаром обороны обслуживания национального художественного наследия, чтобы предотвратить разграбление собранного искусства в годы Гражданской войны.

Позже коллекция была увеличена за счёт покупки некоторых художественных частей, непосредственно связанных с тематикой музея. Среди подписанных работ видно, что большинство из них были созданы испанскими художниками: Сесилио Корро, Хосе Дельгадо и Менесес, Кастор Гонсалес Веласкес, Висенте Лопес Виллаамил, а также зарубежными мастерами, живущими в Испании, как Флорентино Хуан Баутиста Краене или Угальде. Кроме того, здесь можно увидеть работы французских миниатюристов, как Жан-Батист Исабей, Жан-Батист Августин, которые представлены в постоянной коллекции.

Рисунки

В XIX в. искусство рисунков было преобразовано настолько глубоко, что оно превратилось из необходимости существования для академических целей, унаследованных от XVIII в. своего зачатия до автономной формы искусства, нашедшей своё признание в искусстве. Рождение идеи у художника как гения, способствовали отражению вдохновения в таком действии как эскиз, который становился началом для завершения произведения искусства. Кроме того, рост литографии и развитие прессы стало тем толчком, который поощрил распространение такого художественного языка, как рисунок, в качестве создания некоторых новых жанров, таких, как манеры, сатира или создания видов городов и памятников. Технически наблюдается расцвет акварели и пастели, которые обеспечивают отображение, отсутствующее в традиционных рисунках карандашом и тушью.

Основание коллекции музея романтизма стало началом создания коллекции рисунков из высококачественных компонентов, среди которых особо выделяются рисунки карандашом Хосе де Мадрасо и присоединившиеся к ним интересная часть других работ: «Вид на Мадрид» Хосе Марии Флореса Авриала, жанровые сцены Леонардо Аленца, пастельные портреты Винсента и Иосифа Родеса Парера Эскивеля, а также рисунки акварелью.

Марки

Коллекция марок относится к интересному документальному источнику для изучения XIX в., и является одной из крупнейших коллекций музея. Количество экспонатов в коллекции составляет почти 3000 штук. Каждая из марок отличается своим качеством и разнообразием тем. Среди наиболее развивающихся в этот период и основных методов искусства литография стала наиболее распространённой процедурой в XIX в., что позволило опубликовать большое количество книг и журналов.

Фотография

Коллекция фотографий состоит из более 4000 экспонатов. Фотографии коллекции музея выделяются разнообразием техник и их тематической насыщенностью. Что касается первого, она охватывает большинство фотографических процессов - от дагерротипов до амбротипов, отражающих производственные процессы индустриальной эпохи и фотомеханической техники. Коллекция музея позволяет проследить историю фотографии с момента её зарождения и представления в полном объеме уже в романтическом течении. Также следует отметить визуальные таланты, такие как стереоскопические фотографии и уникальную коллекцию диорам, которые можно увидеть в коллекции музея.

Мебель

Коллекция мебели состоит из 600 предметов, создание которых относится к периоду, простирающемуся от правления короля Фернандо VII до королевы Изабеллы II. Мебель и украшения, связанные с каждым из залов музея, отражают модные тенденции в данный момент. Французский стиль империи в мебели того периода характеризуется силой своих форм и обилием декоративных мотивов на различных материалах, созданных во времена правления короля Фернандо и сохранившихся с некоторыми изменениями при регентстве Марии Кристины. Тем не менее, большая часть мебели, хранящаяся в музее, относится к периоду королевы Изабеллы. Для этого времени характерно стремление к комфорту, поэтому мебель в дополнение к своим формальным и декоративным типам, что перекликается с течением историзма в моде, характеризуется материальным богатством и пристрастием к экзотическим украшениям и обилию гобеленов.

Декоративное искусство

Декоративно-прикладное искусство в постоянной коллекции музея также хорошо представлено. Фарфор и керамика присутствует во многих формах, и когда-то принадлежали разным слоям общества - от Саргаделоса, Ла Картуйа, Ла Амистада, Севра и Мейсена, к наиболее известным лицам, например архиепископу Талавера. Примечательно, что кроме этого, значительная часть коллекции относится исключительно к регионам Андалусии и Мурсии. Коллекция также имеет свою собственную идентичность. Часть раздела представлена коллекцией вееров, охватывающей все стили XIX в., от небольших примеров в стиле ампир до перелома стилей на рубеже веков.

Стоит отдельно отметить и другие аксессуары, которые можно увидеть на этой экспозиции. Это ювелирные изделия, отличающиеся широким спектром материалов: золото, серебро, сталь, каучук. Кроме того, в течение XIX века стали очень модными изделия женского ручного труда. К ним относятся предметы, сделанные из самых уникальных материалов, таких как волосы, раковины, и даже предметы, представляющие чучела животных и растений.

Источник информации: Сайт "Ruspain.net"