ТурНавигатор. Серия мобильных путеводителей.
Ищите наши приложения в AppStore по слову Турнавигатор
Достопримечательности
Информация

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

(The Last Supper / The Last Supper)
Одна из самых знаменитых фресок мирового искусства.

В трапезной монастыря Богоматери милости находится одна из самых знаменитых фресок мирового искусства – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. По мнению некоторых искусствоведов, создание фрески открыло эпоху Высокого Возрождения в истории живописи.

Фреска размером 4,6 м на 8,8 м создана Леонардо по мотивам евангельской сцены Тайной вечери («Последний ужин» на большинстве европейских языков) в последние дни жизни Иисуса. Во время ужина Иисус объявляет, что один из его двенадцати апостолов предаст его (Евангелие от Иоанна, 13:21).

Тема тайной вечери – традиционное оформление монастырских столовых, но интерпретация Леонардо дала ей намного больший реализм и глубину. Леонардо начал работу над «Тайной вечерей» в 1495 году и закончил ее в 1498 году, впрочем, параллельно он занимался рядом других своих проектов.

В «Тайной вечере» Леонардо изобразил реакцию каждого апостола, с различными степенями гнева и шока, в тот момент, когда Иисус сказал, что один из них предаст его.

Слева направо:

  • Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей – в первой слева группе из трех человек, все чрезвычайно удивлены.
  • Иуда Искариот, Петр и Иоанн формируют следующую группу из трех человек. Иуда одет в сине-зеленые одежды, находится в тени и выглядит озадаченным внезапным открытием его плана. Он сжимает в руках маленькую сумку, по разным мнениям, либо с серебренниками, полученными как плата за предательство Иисуса, либо как символ его роли казначея в группе. Иуда - единственный апостол, локоть которого находится на столе. Петр выглядит чрезвычайно сердитым и держит нож, направленный в сторону, противоположную Христу. Вероятно, этим предвосхищается жестокая реакция Петра во время ареста Иисуса. Самый молодой апостол, Иоанн, кажется, падает в обморок.
  • Иисус.
  • Следующая группа из трех апостолов - Фома, Иаков Зеведеев и Филипп. Фома явно расстроен; Иаков ошеломлен, его руки подняты в воздух. Тем временем, Филипп, кажется, требует дополнительных объяснений.
  • Матфей, Фаддей и Симон Кананит формируют заключительной группу. Матфей и Фаддей повернулись к Симону, возможно, предполагая, что у него есть ответы на их вопросы.

Структура композиции, описанная выше, согласована авторитетными историками искусства. В 19 столетии была найдена рукопись Леонардо, позволившая соотнести имена апостолов со всеми фигурами, изображенными на фреске. До этого были правильно опознаны Иуда, Петр, Иоанн и Иисус.

Так же как и авторы большинства предшествовавших фресок и картин, живописующих тайную вечерю, Леонардо размещает обедающих на одной стороне стола, так, чтобы все были видны зрителю. Однако большинство предыдущих работ размещало Иуду, на противоположной стороне стола от других одиннадцати учеников и Иисуса. Другая обычная техника помещала нимбы вокруг голов всех апостолов, кроме Иуды. Леонардо создает драматический и реалистический эффект, размещая Иуду в тени. Углы и освещение привлекают внимание к Иисусу, голова которого расположена в точке схождения всех перспективных линий.

Фреска содержит несколько ссылок на цифру «3», что может быть намеком на святую Троицу. Апостолы рассажены в группы по три человека, позади Иисуса три окна; и фигура Иисуса напоминает треугольник. Возможно, были и другие намеки, которые были утрачены с ухудшением состояния фрески.

Следует отметить, что Леонардо нарисовал «Тайную вечерю» не на влажной стене (так обычно создавались фрески), а покрыл каменную стену слоями смолы, гипса и мастики, и на этот слой нанес темперу и масляные краски. Из-за используемого метода шедевр Леонардо не смог самостоятельно противостоять времени – первые ухудшения состояния имели место уже в течение нескольких лет после завершения фрески, еще при жизни да Винчи. Сам художник с учениками в начале 16 века предпринял первые реставрационные работы.

Всего в течение следующих 300 лет было проведено восемь реставрационных этапов. В этих попытках на фреску были неоднократно нанесены новые слои красок, что значительно исказило оригинал.

Наиболее масштабная и при этом аккуратная реставрация была предпринята в 1978 – 1999 годах. Для реконструкции произведения использовались самые последние технологии, позволившие постепенно убрать слой за слоем. Таким образом, были сняты вековая затвердевшая пыль, плесень и всевозможные другие инородные материалы. Сейчас для предохранения работы от повреждений в здании поддерживаются постоянная температура и влажность воздуха; посещение монастыря ограничено.

Источник информации: Cult-turist.ru