ТурНавигатор. Серия мобильных путеводителей.
Ищите наши приложения в AppStore по слову Турнавигатор
Достопримечательности
Информация

Базилика Сантиссима-Аннунциата

(Basilica della Santissima Annunziata / Basilica della Santissima Annunziata)
Свою популярность получила благодаря интересной легенде, после чего началось ее расширение и украшение! Здесь располагается небольшой музей живописи в котором хранятся знаменитые фрески.

На северо-востоке исторического центра Флоренции, неподалеку от Воспитательного дома, на одноименной площади располагается базилика святейшего Благовещения.

Около 1250 года на месте нынешней базилики была возведена примитивная церквушка. Заказчиками строительства выступили семь основателей ордена «слуг Марии» (сервитского ордена), члены знатных флорентийских семей. В 1252 году в церкви случилось «чудо». Одни из монахов, которому было поручено украшение церкви, долго и безуспешно трудился над фреской, изображающим Благовещение. По легенде, монах в отчаянии бросил рисовать, потому что почувствовал, что не в состоянии создать достаточно красивую картину. После этого монах вдруг заснул глубоким сном, а после пробуждения обнаружил, что картина его дорисована, вероятно, ангелом Божьим. Фреска, которая в будущем даст имя церкви, быстро стала предметом всеобщего почитания флорентинцев. Любопытно, что фреска все еще хранится в «Капелле святейшего Благовещения».

После «чуда» популярность церкви резко выросла, началось ее расширение и украшение, постоянно строятся новые капеллы. В середине 14 века и в 15 веке церковь перенесла несколько серьезных реконструкций по проектам Микелоццо и Леона Баттисты Альберти, предопределивших нынешний внешний вид и интерьер базилики. Основной этап реконструкции была закончен к 1481 году. Фасад был создан в 1601 году, и прекрасно гармонирует с разработанным Филиппо Брунеллески фасадом Воспитательного дома, находящегося рядом.

В 1857 была проведена последняя крупная реставрация под руководством архитектора Джузеппе Поджи.

На фасаде церкви – портик с коринфскими колоннами. На центральной арке портика остались следы фресок, исполненные между Понтормо в 1513 году, в центральном портале - мозаика Давида Гирландайо «Благовещение» (1509). После портика – удивительный прямоугольный дворик (Chiostrino dei Voti), в котором раньше находились гипсовые скульптуры. Проект дворика разработал Микелоццо в 1447 году, он украшен колоннами, которые поддерживают арки. Именно через этот дворик и можно попасть во внутреннюю часть базилики. В клуатре следует отметить:

  • Первая фреска справа «Вознесение Богоматери» работы Россо Фьорентино (1517);
  • Вторая фреска справа «Встреча Марии и Елизаветы» Понтормо (1516);
  • Третья фреска справа «Обручение Богоматери» Франчабиджо (1513 - 1514);
  • Четвертая фреска справа «Рождество Богоматери» Андреа дель Сарто (1513 - 1514);
  • Пятая фреска справа «Прибытие волхвов в Иерусалим» Андреа дель Сарто (1513);
  • Слева цикл фресок, посвященных жизни святого Филиппа Бенизи, руководителя сервитского ордена, работы Андреа дель Сарто и Козимо Росселли.

Впечатляющий интерьер трехнефной церкви выполнен в стиле барокко, потолок богато украшен скульптурами и позолочен, арки и стены нефа и капелл выполнены из разноцветного мрамора. В интерьере церкви следует особенно выделить:

  • Мраморные, гипсовые и золотые украшения потолка работы Вольтеррано (около 1670);
  • Картины верхнего яруса, между окнами, работы Козимо Уливели (1671);
  • В правом нефе, в «Капелле Спасителя» - орган работы Доменико ди Лоренцо да Лука (1521);
  • В «Капелле святейшего Благовещения», созданной для хранения чудесной фрески и поклонения ей по проекту Микелоццо – впечатляющие украшения потолка работы Луки делла Роббиа, ну и, собственно, сама чудесная фреска;
  • В правом нефе, в «Капелле Пьета» - «Пьета» работы прекрасного скульптора Баччо Бандинелли;
  • На трибуне, в «Капелле Рождества» - «Рождество Богородицы» работы Алессандро Аллори (1602);
  • На трибуне, в «Капелле святого апостола Андрея» - «Мадонна и святые» Перуджино;
  • На трибуне, в «Капелле Воскресения» - «Воскресение» работы Бронзино;
  • В левом нефе, в «Капелле Ферони» - «Святой Юлиан» работы Андреа дель Кастаньо (1455 – 1456);
  • В левом нефе, в «Капелле святого Иеронима» - «Святой Иероним» работы Андреа дель Кастаньо (1454).

Мадонна Сакко«Большой клуатр» (Chiostro Grande), также именуемый «Клуатр мертвых» (Chiostro dei morti), в который можно попасть через дверь в конце левого нефа, построен в 1453 году. Над дверью - знаменитая фреска «Мадонна Сакко» работы Андреа дель Сарто (1525). В других люнетах - интересный, но сильно поврежденный цикл фресок, посвященный деятельности ордена сервитов, работы Бернардино Почетти, Вентуро Салимбени, Маттео Росселли и других (начало 17 века).

Также в монастыре находится капелла Общества святого Луки, в котором с 1562 года находилась резиденция Братства Живописцев. Потолок капеллы украшен фресками работы Луки Джордано, у главного алтаря – полотно Джорджио Вазари «Святой Лука, изображающий Богоматерь». На других стенах капеллы работы Алессандро Аллори («Святая Троица»), Понтормо («Святое семейство») и Санти ди Тито («Соломон руководит строительством храма в Иерусалиме»).

На кладбище монастыря похоронены многие великие деятели искусств, в числе которых Бенвенуто Челлини, Франчабиджо, Понтормо.

Источник информации: Сайт "Культ-турист"