ТурНавигатор. Серия мобильных путеводителей.
Ищите наши приложения в AppStore по слову Турнавигатор
Достопримечательности
Информация

Базилика Санто-Спирито

(Santo Spirito / Santo Spirito)
Одна из лучших работ Брунеллески и яркий образец флорентийского Возрождения! Особого внимания заслуживает интерьер храма.

Католическая церковь, находится на одноимённой площади в квартале Олтрарно. Построенная в XV веке по проекту Филиппо Брунеллески, она считается одним из чистейших образцов архитектуры раннего ренессанса во Флоренции.

История

Современное здание было построено на руинах августинского приората (монастыря) XIII века, сгоревшего в 1471 году. Этот монастырь являлся важным интеллектуальным центром города: тут размещалась школа, богадельня, столовая для нищих и библиотека, где находилось часть наследия Бокаччо.

Ещё в 1434 году богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди решил построить здесь новую церковь, и уже в 1428 году у архитектора Филиппо Брунеллески были готовы чертежи будущего храма. Изначально мастер хотел поставить церковь Святого Духа лицевой стороной к реке Арно, но не смог этого сделать из-за плотной жилой застройки между берегом и церковью. В 1436 году был заложен фундамент, однако строительство продвигалось очень медленно. В 1446 году Брунеллески умер, и его дело продолжили его последователи Антонио Манетти, Джованни да Джайоле и Сальви д'Андреа; последний отвечал за строительство купола (1479-1482) вместе с Иль Кронака. Кампанила была построена в 1503 году Баччо Д'Аньоло.

В отличие от базилики Сан-Лоренцо, при строительстве которой планы Брунеллески не были учтены, здесь его замыслы были воплощены с заметной точностью, по крайней мере в первом этаже и в аркадах. План церкви имеет форму латинского креста. Контраст между нефом и трансептом, вызвавший такие трудности в Сан-Лоренцо, был также устранён. Боковые капеллы в виде ниш одинакового размера разбросаны по всему периметру здания.

Фасад XVII века, оставшийся необлицованным, впечатляет элегантностью своих линий. Проект Брунеллески остался лишь на чертежах: от него на фасаде остались лишь две боковые волюты. В 1489 году с левой стороны здания были построены колоннада и восьмиугольная ризница по проекту Иль Кронака и Джулиано да Сангалло соответственно. В часовне была вырублена дверь для доступа внутрь церкви.

Церковь оставалась без украшений вплоть до XVIII века, когда были заштукатурены стены. Сальви д'Андреа выполнил внутренний фасад, который до сих пор украшает старое стеклянное окно c изображением Троицына дня работы Пьетро Перуджино.

Наружная сторона церкви была отреставрирована в 1977-1978 годах.

Описание

Основное достоинство этого храма — интерьер чистых пропорций и изысканных цветовых решений (светлая штукатурка оттеняет местный камень «пьетра серена»). Среди главных памятников искусства — «Мадонна с Младенцем и Святыми» Филиппино Липпи, «Распятие» Микеланджело, «Изгнание торгующих из храма» маньериста Страдано (XVI век) и полиптих Мазо ди Банко в правой абсиде. В ансамбль храма входят два клуатра (один построен по проекту Амманнати), притвор Кронаки и восьмигранная ризница Джулиано да Сангалло (1492). Слева от входа в храм — музей Фонда Романо с «Тайной Вечерей» Андреа Орканьи.

Источник информации: Википедия