ТурНавигатор. Серия мобильных путеводителей.
Ищите наши приложения в AppStore по слову Турнавигатор
Достопримечательности
Информация

Орсанмикеле

(Orsanmichele / Orsanmichele)
Уникальное по своей форме и значению архитектурное сооружение, которое выполняло двойную функцию: городского зернохранилища и храма. Чтобы в полной мере оценить уникальную архитектуру стоит посетить музей.

Между Дуомо и Понте-Веккьо, приблизительно на равном расстоянии, расположена одна из самых необычных церквей Флоренции – церковь Орсанмикеле. На этом месте еще в 8 веке находился женский монастырь с обширными землями и небольшой церковью, посвященной святому архангелу Михаилу и находящейся поблизости от монастырского огорода. За это церквушка и получила свое странное название – «Святого Михаила у огорода» - San Michele in Orto, проще – Orsanmichele.

В 1240 году церковь была разрушена, и на ее месте к 1290 году возникло одноэтажное здание – лоджия, построенное по проекту Арнольфо ди Камбио, и предназначавшееся для зернового рынка. В память о церкви, находившейся на этом месте, на стенах был установлен образ Богоматери, который, как считалось, обладал чудодейственной силой. Сооружению был нанесен тяжелый вред пожаром 1304 года; результатом перестройки 1337 – 1350 годов стал нынешний внешний вид большой прямоугольной лоджии. В 1347 году Бернардо Дадди создает «Мадонну с Младенцем» для замены уничтоженной фрески Богоматери, при этом, вероятно, жители Флоренции были уверены, что это старая фреска восстала из пепла.

Почитание образа Богоматери стало особенно сильным в смутные времена после эпидемии чумы 1349 года. В 1359 году Андреа Орканья создает потрясающий готический мраморный табернакль, обрамляющий произведение Дадди. В 1380 году надстраиваются два новых этажа. На втором этаже расположились офисы, на третьем этаже – зернохранилище. Одновременно принимается решение о закрытии лоджии нижнего яруса, который теперь стал служить исключительно религиозным целям.

В 1395 – 1405 годах создаются великолепные окна со средником в стиле поздней готики с витражами.

В 1404 году по совместному решению всех ремесленных гильдий, существовавших тогда во Флоренции, был начат проект по украшению здания скульптурами святых покровителей ремесел. Так родился уникальный скульптурный цикл, в работе над которым приняли участие лучшие флорентийские скульпторы. Большая часть скульптур (всего скульптур должно было быть 14) была создана в период до 1423 года, и размещена в замечательных готических табернаклях на фасаде. Авторами скульптур стали Донателло, Лоренцо Гиберти, Филиппо Брунеллески, Нанни ди Банко и другие. Сейчас практически все скульптуры заменены копиями, оригиналы хранятся в различных музеях Флоренции.

Среди особенностей внешнего облика Орсанмикеле – ажурная утонченная обработка камня, аркады первого этажа (церковь ранее была лоджией), замечательные готические окна, украшенные мрамором, на нижнем ярусе – уже упоминавшиеся табернакли с изображением святых и, чуть выше, медальоны с гербами флорентийской республики и гильдий (некоторые из них изготовлены знаменитым Лука делла Роббиа).

Для прохода на верхние этажи можно либо воспользоваться крутой лестницей на северо-западном углу, либо пройти через элегантную арку, соединяющую Орсанмикеле с прилегающим дворцом гильдии шерстяников.

Внутренняя часть – позднеготическая, в двух нефах. В интерьере церкви – уже упомянутый мраморный табернакль Андреа Орканья (1349 – 1359), обрамляющий «Мадонну с Младенцем» Бернардо Дадди (1347), алтарь святой Анны, с мраморными скульптурами святой Анны, Богоматери и Младенца работы Франческо да Сангало (1526).

Стены, своды и пилястры расписаны фресками работы Лоренцо ди Биччи, Мариотто ди Нардо и Франко Сакетти. Периметр стен и пилястры украшены также многочисленными скульптурами святых. При посещении церкви невозможно не обратить внимание на витражи с циклом историй жития Богоматери работы Никколо Пьетро Джерини (1395 – 1405).

Источник информации: Сайт "Культ-турист"