ТурНавигатор. Серия мобильных путеводителей.
Ищите наши приложения в AppStore по слову Турнавигатор
Достопримечательности
Информация

Церковь святой Фелицитаты

(Church of Saint Felicity / Church of Saint Felicity)
Одна из древнейших церквей Флоренции! Небольшая и скромная снаружи, она хранит ряд известных шедевров внутри.

Одна из древнейших церквей Флоренции (первое культовое сооружение на этом месте датируется 5 веком), церковь святой мученицы Фелицитаты, находится в Ольтрарно в непосредственной близости к мосту Понте-Веккьо, слева от коридора Вазари, на одноименной площади Piazza Santa Felicita.

Нынешнее сооружение 18 века построено на фундаменте предыдущей романской церкви, в свою очередь, построенной на месте кладбищенского христианского собора 5 века. Первая церковь, вероятно, была значительных размеров и была посвящена святой мученице Фелицитате, жившей в Карфагене в эпоху императора Марка Аврелия. Церковь была разрушена в результате одного из набегов готов или лангобардов.

В 11 веке началось строительство нового сооружения, и в 1059 году новая трехнефная церковь, в романском стиле, была освящена папой Николаем II. Эта церковь сейчас находится на месте внутреннего дворика, через который надо пройти, чтобы попасть к дому священника. От церкви до нашего времени дошли только три колонны зеленого мрамора, с романскими капителями.

Богослужения в церкви продолжались примерно до 1348 года, когда во Флоренции разразилась эпидемия чумы. Меры предосторожности заставили хоронить мертвых в тех церквях и монастырях, в которые они попали после начала заболевания. В результате церковь святой Фелицитаты, как и многие другие культовые сооружения Флоренции, была закрыта на время.

Сразу после окончания эпидемии было принято решение о строительстве новой готической церкви, которая и была освящена в 1354 году. Фасад церкви был несколько ниже нынешнего, с большим центральным окном, еще сегодня существующим, но плохо видимым после строительства коридора Вазари в 16 веке. У готической церкви был единственный неф, трансепт с пятью капеллами в апсидах. От этого здания до наших дней сохранился нетронутым зал капитула 14 века с фрагментарными фресками 1387 года работы Никколо Пьетро Джерини.

В 16 веке после строительства Коридора Вазари значимость церкви резко возросла – теперь представители семьи Медичи получили возможность присутствовать на богослужении в церкви святой Фелицитаты, не показываясь никому из горожан.

Нынешнее здание церкви – результат радикальной перестройки 18 века (начало датируется 1735 годом), проведенной по проекту Фердинандо Руджери. Церковь была перестроена в неоклассическом стиле, были сохранены симметричные капеллы Барбадори-Каппони и Каниджани, а также хоры 17 века. На фасаде церкви – портик, поддерживаемый коридором Вазари, под портиком находятся погребения многих влиятельных людей Флоренции, в том числе кардинала Луиджи де Росси. В качестве колокольни используется квадратная в плане древняя башня Фифанти (Torre Dei Fifanti; около 13 века).

В интерьере церкви огромную художественную ценность представляют капелла Барбадори-Каппони, капелла Каниджани, Большая капелла, зал капитула, ризница.

Капелла Барбадори-Каппони (Cappella Barbadori-Capponi) – первая справа от главного входа. Автором проекта капеллы является Брунеллески. В капелле – шедевры Понтормо «Снятие с креста» и «Благовещение Богородицы» (1525 – 1528), одни из величайших творений маньеризма, люнеты на парусах купола с изображением евангелистов работы Понтормо и Бронзино.

Капелла Каниджани расположена напротив великолепной капеллы Барбадори-Каппони. В капелле – «Чудо Богоматери – снег на холме Эсквилин» работы Бернардино Почетти, (1589 – 1590). Небольшой купол был расписан фресками Томмазо Герардини с изображением святейшей Троицы (начало 17 века).

В Большой капелле, принадлежавшей семье Гуиччардини, находится могила знаменитого историка Франческо Гуиччардини. Также любопытна алтарная картина «Поклонение волхвов» работы Франческо Брина (1587).

В Зале капитула, единственной сохранившейся части средневековой церкви (построен в 1383 – 1387), - немногие оставшиеся фрески работы Никколо Пьетро Джерини (14 век), а также фрески Козимо Уливели (1665), которыми были практически полностью закрашены предшествующие работы.

В ризнице в апсиде церкви, созданной не без влияния капеллы Пацци Брунеллески, и расписанной в 15 веке, сейчас хранится и выставляется публике небольшая коллекция из ценнейших произведений изобразительного искусства, в числе которых следует отметить следующие:

  • «Мадонна с Младенцем», прозванную «Мадонна Нерли» работы мастерской лавки Филиппино Липпи (начало 16 века);
  • «Распятие» Пачино ди Бонагуйда (около 1310);
  • «Благовещение» и «Рождение Иисуса» работы Никколо Пьетро Джерини (около 1390);
  • «Святая Фелицитата со своими семью детьми» работы Нери ди Биччи (1464);
  • «Мадонна на троне с Младенцем» работы Джованни дель Бьондо (около 1360);
  • «Мадонна на троне с Младенцем, четырьмя ангелами и святыми» Таддео Гадди (около 1365), шедевр лучшего ученика Джотто, самое знаменитое произведение ризницы, выставленное после реставрации, законченной в 2006 году;
  • «Мадонна с Младенцем» из многоцветной терракоты работы мастера школы Луки Марены (1470);
  • «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской» работы Биччи ди Лоренцо (первая половина XV века).

Среди прочих произведений искусства, хранящихся в церкви, следует отметить работу Микеле ди Ридольфо Гирландайо «Встреча святой Анны и святого Иоакима» (в правом трансепте) и «Вознесение Богоматери» работы Вольтеррано (в левом трансепте).

Источник информации: Сайт "cult-turist.ru"